Меню |
Беспаль Ирина Ивановна,
кандидат физико-
|
Изучаемые дисциплины в магистратуре:
Дисциплины по выбору:
Беспаль Ирина Ивановна
и.о. зав. кафедрой, |
|
Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический университет, 1996, учитель физики и астрономии Научные интересы: Физика конденсированного состояния, методика обучения физике и астрономии Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Идентификация типа гибридизации атомов углерода в продуктах радиационной карбонизации поливинилиденфторида методом оже-спектроскопии / Челябинск, ЧГПУ, 2012. Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 22/22; |
Песин Леонид Абрамович
профессор, |
|
Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический институт, 1973, учитель физики с правом преподавания на английском языке Научные интересы: Физическое материаловедение, физика конденсированного вещества, физико-химия полимеров Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Влияние термической обработки коксопековых композиций на их магнитные свойства. Ленинград, ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983 Тема докторской диссертации / место и год защиты: Анализ электронной и атомной структуры конденсированного углерода методами электронной спектроскопии. Челябинск,ЮУрГУ, 1998 Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 45/44 |
Даммер Манана Дмитриевна
профессор, |
|
Образование: Высшее, физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1980 г. Научные интересы: Методика обучения физике в школе и вузе, подготовка будущих учителей физики Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Приёмы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7-8 классов/ Челябинск, ЧГПИ, 1990 Тема докторской диссертации / место и год защиты: Методические основы построения опережающего курса физики основной школы/ Челябинск, ЧГПУ, 1997 Преподаваемые дисциплины:
|
Шефер Ольга Робертовна
профессор кафедры, доктор педагогических наук, |
|
Образование: Высшее, физический факультет ЧГПИ, специальность физика и астрономия, 1988 г. Научные интересы: Теория и методика обучения физике, методика подготовки к ГИА по физике, организация и проведения олимпиад по астрономии Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач (на материале физики Х класса), г. Челябинск, ЧГПУ, 2000 год Тема докторской диссертации / место и год защиты: Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения физике, г. Челябинск, ЧГПУ, 2004 год. Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 31/31 |
Бочкарева Ольга Николаевна
декан физико-математического факультета, |
|
Образование: Высшее Научные интересы: Совершенствование содержания и методики физического образования на уровне высшего образования Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: «Обучение физике студентов педвуза в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса», 2010 год, ЧГПУ, Челябинск Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 22/22 |
Викторов Валерий Викторович
профессор кафедры, |
|
Образование: Высшее, физический факультет ЧГПИ, специальность физика, 1975 г. Научные интересы: : Фазовые и химические превращения в нанодисперсных оксидных системах Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Фазообразование и взаимодействие в мелкодисперсной системе/ Свердловск, Институт химии УНЦ АН СССР, 1985 Тема докторской диссертации / место и год защиты: Тонкая структура твердых растворов на основе корунда / Челябинск, ЮУрТУ, 1996. Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 42 |
Карпушев Александр Викторович
доцент кафедры, |
|
Образование: Высшее Научные интересы: : Образовательные технологии и их использование в вузе Тема кандидатской диссертации / место и год защиты:: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения фундаментальных физических теорий в старших классах средней школы/ Челябинск, 1999 г Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 43/34 |
Свирская Людмила Моисеевна
доцент кафедры, |
|
Образование: Высшее, физический факультет ЧГПИ Научные интересы: Физика конденсированного состояния Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Металлическое состояние в полярной теории при низких температурах и поляризационный парамагнетизм/ Свердловск, Институт физики металлов УрО РАН, 1982 г. Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 37/37 |
Никитина Татьяна Владимировна
доцент кафедры |
|
Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический университет, 2007, учитель физики и информатики Научные интересы: физико-техническое образование учащихся, дополнительное образование, цифровизация образования Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Коррекция знаний и умений по физике в пропедевтическом обучении студентов педвуза, Челябинск, ЧГПУ, 2012 Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 8/5 |
Андрейчук Владимир Петрович |
|
Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический институт, 1990, учитель физики и астрономии Научные интересы: : Физика конденсированного состояния Тема кандидатской диссертации / место и год защиты:Гальваномагнитные явления в облученном пироуглероде / Челябинск, ЧелГУ, 1999 Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 28/28 |
Зинатулина Ирина Николаевна
доцент кафедры, |
|
Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический университет, 1999, учитель физики и математики Научные интересы: : теория и методика обучения физике, подготовка будущих учителей естествознания Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Гуманитаризация физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе / ЧГПУ, 2003 год Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 20/8 |
Живулин Владимир Евгеньевич
Старший преподаватель кафедры, |
|
Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический университет, 2011, учитель физики и информатики Научные интересы: : Физическое материаловедение, физика конденсированного вещества, физико-химия полимеров Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Синтез и свойства парамагнитных слоёв на поверхности поливинилиденфторида, Челябинск, ЧелГУ, 2017 Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 9/3 |
До августа 2013 года существовало две кафедры: кафедра Общей и теоретической физики и кафедра теории и методики обучения физике.
Кафедра общей и теоретической физики одна из старейших кафедр ЧГПУ, существовала с 1935 года. Неоднократно меняла названия, с 1951 года по 1999 год отдельно существовала кафедра теоретической физики.
Огромный вклад в развитие кафедры внес доктор физико-математических наук, профессор, ректор ЧГПИ с 1971 по 1994 годы Сергей Васильевич ШУЛЕПОВ. Им была создана научная школа по физике углеграфитовых материалов, которые ныне применяются практически во всех отраслях промышленности.
![]() |
С. В. Шулепов (1928-1994), |
Продолжателем дела Сергея Васильевича стал доктор физико-математических наук, профессор Евгений Михайлович БАЙТИНГЕР (1949 – 2018), возглавив научный коллектив, занимающийся проблемами физики конденсированного углерода, руководил совместными исследованиями с крупными научно-исследовательскими центрами СССР, такими, как Государственный научно-исследовательский институт электродной промышленности, Научно-исследовательский институт конструкционных материалов на основе углерода. С 2002 г. проживал в Германии, но и оттуда продолжал интересоваться всеми научными работами своих коллег.
![]() |
Е.М. Байтингер (1949 – 2018), |
На кафедре проводится огромная работа по внутренним и внешним грантам. Именно представители кафедры общей и теоретической физики под руководством
В 2001 году при кафедре образован Научно-исследовательский центр «Низкоразмерный углерод», который тесно сотрудничает с ведущими лабораториями и другими научно-исследовательскими организациями России и мира, работающими по близкой тематике. Возглавляет работу центра доктор физико-математических наук, профессор Леонид Абрамович ПЕСИН.
![]() |
Л.А. Песин, доктор |
Продолжает работать лаборатория физических методов исследования, созданная под руководством д. физ.-мат.н. А.Н. Брызгалова, который возглавлял эту лабораторию более 40 лет и задал вектор ее дальнейшего развития. Сотрудники лаборатории занимаются изучением различных свойств кристаллов, особенно кварца, и созданием на их основе различных приборов. По результатам многолетних исследований А.Н. Брызгаловым с коллегами было получено большое количество патентов на изобретение, в частности патент 2007 года на технологию изготовления скальпелей из рубина.
![]() |
Брызгалов Александр Николаевич (1930 – 2017), доктор физико-математических наук
|
Почти 60 лет работал на кафедре доктор физико-математических наук, профессор Моисей Соломонович Свирский, участник Великой Отечественной войны. Основная часть научных интересов Моисея Соломоновича лежала в области теоретической физики, он был первым доктором физико-математических наук в нашем вузе. М.С. Свирским создана микроскопическая теория сосуществования сверхпроводимости и магнетизма, доказана реализация в магнитных системах нового типа квантовой статистики. Он стоял у истоков разработки темы, связанной с методикой преподавания теоретической физики в педагогических вузах. Студенты до сих пор занимаются по его учебнику «Электронная теория вещества».
![]() |
М.С. Свирский (1923 – 2010), |
Кафедра методики преподавания физики Челябинского пединститута выделилась из кафедры общей физики в 1973 году. Это была одна из первых кафедр методики физики, об-разованных постановлением Минпроса РСФСР в периферийных педагогических институтах. До 1973 года такие кафедры в РСФСР имелись лишь в трёх педвузах – МГПИ им. Ленина, МОПИ им. Крупской и ЛГПИ им. Герцена. Заведующей кафедрой была утверждена А.В. Усова – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО.
![]() |
А.В. Усова (1921 – 2014), |
Методистами кафедры и, прежде всего, ее заведующей была проделана огромная учебно-организационная и научно-методическая работа.
Подвергся серьезной переработке лекционный курс. Наряду с теоретическим материалом, излагаемом лекторами А.В. Усовой и Н.Н. Тулькибаевой, студенты получали индивидуализированные микро-задания, в определенные сроки в форме рефератов по тематике, тесно связанной с темой каждой лекции; рефераты проверялись, оценивались и учитывались в общей оценке знаний на курсовом экзамене по методике физики.
Практические занятия (семинары) – наиболее сложный (после лекций) и трудный вид учебных занятий, требующий активности студентов и гибкого руководства. Их результативность во многом определяется самостоятельной работой с литературой и установкой на прочное усвоение главных моментов темы. Успех практических занятий закладывался планом занятия, формулировкой вопросов, их взаимосвязью и опорой на ранее усвоенные знания. Планы практических занятий (вместе с планами лекций) были разработаны А.В. Усовой и 3.А. Вологодской (Курган), по этим планам позднее работали методисты многих пединститутов не только России. Существенную помощь в упорядочении мыслительной деятельности как студентов, так и школьников оказали «Планы обобщенных ответов», применяемые при ответах о законе, явлении, приборе, теории.
На кафедре методике преподавания физики действовали два семинара – один для учителей города Челябинска, другой – для учителей области. Они работали раз в месяц. На них рассматривались изменения в преподавания физики, как в содержании, так и методах обучения (особенности преподавания по новым учебникам, проблемное обучение, формирование физических понятий и другие). На курсах учителей физики по линии ИУУ кафедра методики физики в своих аудиториях и лабораториях проводила лекционные занятия, ставила лабораторный практикум, вела индивидуальные собеседования и консультации. Читались лекции по линии общества «Знание».
Кафедра методики преподавания физики занималась изучением опыта передовых учителей физики, обобщала и распространяла его. На своих заседаниях заслушивали мастеров педагогического труда, организовывали их выступления на различных семинарах, совещаниях как учителей, так и студентов.
Учителям физики были адресованы многочисленные брошюры с рекомендациями на основе исследований, проведенных кафедрой. Многие рекомендации были приняты учителями других учебных предметов и успешно применялись ими в своей практике (например, по вопросам методики формирования у учащихся общих учебно-познавательных умений, по вопросам осуществления межпредметных связей, методики проведения новых форм учебных занятий – учебных конференций и семинаров, интегративных уроков и др.).
Информация актуальна на 25.04.2019 г.